Эффективная подсветка витрин и стеллажей, грамотно выполненное освещение торгового зала преображают облик магазина и привлекают в него многочисленных покупателей. Одним из видов освещения, играющего в подаче товара важную роль, является освещение закрытых стеллажей и витрин, где демонстрируются продукты питания или промтовары. Основной характеристикой освещения витрин, является их яркость. Специалисты рекомендуют использовать свет в витринах в 4-6 раз ярче общего освещения в зале.
Лампы накаливания - самый дешевый вариант светильников. Их срок службы составляет всего около 1 года, кроме того, такие лампы имеют высокое энергопотребление.
Галогенные лампы имеют вдвое меньшее потребление энергии, а также втрое более длительный срок службы, что обусловило их широкое применение в неохлаждаемых витринах. При установке галогенных ламп нужно учесть, что они выделяют много тепла. К примеру, галогенная лампа, расположенная вблизи мобильного телефона, может деформировать или даже проплавить его корпус. Галогенные светильники могут потребовать принудительную вентиляцию витрины. Существует и еще один важный момент: галогенные лампы излучают ультрафиолет, от которого ткани могут выцветать, как на солнце, а пластик желтеть. Чтобы этого избежать, специалисты рекомендуют соблюдать дистанцию 0,5 м от источника света до товара.
Для сравнения,
люминесцентные лампы можно располагать на расстоянии 0,3 м от товара. Кстати, в холодильном оборудовании чаще всего устанавливаются люминесцентные лампы, как выделяющие наименьшее количество тепла. Однако все люминесцентные лампы содержат ртуть - ядовитое вещество, которое может причинить вред здоровью, если лампа разобьется. В соответствии с законодательством Российской Федерации, отработанная люминесцентная лампа должна быть утилизирована, а это связано с дополнительными расходами.
Абсолютным же лидером в критериях свойств света, энергопотребления и безопасности являются
светодиодные светильники. Светодиоды — низковольтные устройства, которые имеют минимальное потребление энергии, не излучают тепла и ультрафиолета, и позволяют получить свет требуемого оттенка, наиболее подходящий для освещения тех или иных товаров. В отличие от ламп накаливания и люминесцентных ламп, светодиоды не имеют нитей накаливания, которые могут перегореть, не содержат ртути и других вредных для здоровья веществ. Компактные размеры светодиодных источников света позволяют встроить их практически в любую витрину или стеллаж. Предоставляя широкий выбор угла свечения, светодиоды позволяют подать товар в выгодном свете, обеспечить точечный или рассеянный характер освещения.
Точечный свет рекомендуется применять в тех случаях, когда необходимо акцентировать внимание на товарах, таких как ювелирные изделия, часы, другие дорогие изделия. Для этой цели прекрасно подходят
светодиодные лампы MR-16.
Рассеянный свет применяется для подсветки витрин, в которых выставлен целый ряд товаров, из которых не нужно выделять какие-либо особенные. Компактные но
мощные светодиодные линейки, толщиной всего несколько миллиметров, прекрасно справляются с этой задачей.
Еще одно преимущество светодиодов - эффектность зрительного восприятия: ввиду особенностей света, излучаемого светодиодными светильниками, стекло и хрусталь начинают сиять и искриться.
Наконец, светодиодные светильники предлагают широкий диапазон цветовых оттенков, что обеспечивает цветопередачу, наиболее выгодную для демонстрируемого товара.
Для освещения кондитерских витрин применяют светодиоды теплого желтого свечения.
Для продажи свежего мяса и колбасы необходим светильник розового свечения, благодаря которому товар всегда выглядит свежим и привлекательным. Такой эффект достигается одновременным использованием белых и красных светодиодов.
Витрины для продажи мороженого подсвечивают светодиодами холодного голубоватого оттенка. Такой оттенок также прекрасно подходит для освещения витрин с напитками и молочными товарами.
Иной подход применяют в случае продажи вин. Как известно, вино необходимо хранить в темноте. Поэтому в специальные винные стеллажи устанавливают светодиодные светильники малой мощности. По возможности их размещают только в верхней части стеллажа, чтобы ограничить попадание света на бутылки, расположенные на нижних полках.
Светодиодные светильники оптимальны и для парфюмерных магазинов, где существенной проблемой является тепло, излучаемое источниками света, которое неблагоприятно воздействует на косметику и парфюмерию. Для магазинов торгующих парфюмерией также важно использовать лампы, близкие по спектру к дневному солнечному свету - иначе покупателям будет трудно сориентироваться, какого оттенка помада или тушь выставлена в витрине. Для этой цели используют светодиоды с цветовой температурой 6000-6500К.
Согласно существующим прогнозам, через пять — десять лет 90% светильников будут использовать светодиоды. Но уже сейчас, светодиодные технологии дают конкурентные преимущества во многих областях и освещение витрин – не исключение. Теперь магазинам не нужно беспокоиться о приведении в соответствие цветового оттенка светильника к выставляемым на витрине продуктам. Регулировка светодиодного светильника не только по яркости, но и по цветовому оттенку меняет представления о стандартах освещения. Поставщики торгового оборудования могут уже сегодня предложить своим клиентам качественно новые витрины, что не только увеличит приток покупателей в их магазины, но и станет основным фактором развития.